Другие названия:
Международная Церковь Христа, Московская Церковь Христа, Бостонское движение, ЦХ. В Лондоне миссионеры ЦХ называли себя членами «Общества исторической литературы» или «Общества библейской литературы»; часто они представляются «просто христианами», занимающимися благотворительной или просветительской деятельностью.
Характеристика:
«Церковь Христа» — один из культов, официально запрещенный в университетах США и Великобритании.
История:
В 1979 г. в г.Бостон (шт. Массачусетс, США) в небольшую протестантскую общину баптистского толка был назначен молодой пастор Кип Маккин. Большая часть прихожан покинула приход, когда Маккин начал проповедовать собственное учение, но вскоре стали появляться новообращенные. В дальнейшем организация стала стремительно разрастаться.
Доктрина:
Сочетает крайне примитивное, буквалистское толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых — подавление критического чувства и мыслительных способностей человека. Негласный девиз — «ученик (Христа) — христианин — спасенный».
Здесь — основа вероучительной доктрины ЦХ. Выводится она из 11-й главы Деяний Апостолов, где в стихе 26-м говорится: «… и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». Поэтому, согласно учению ЦХ, слова «христианин» и «ученик Христа» означают по сути одно и то же, однако именно понятие «ученик» и определяет истинного христианина, отделяя его от так называемых «псевдохристиан». Очевидно, что для члена ЦХ понятие «ученик» даже выше понятия «христианин».
Во-первых, потому, что последнее определение появилось лишь семь лет спустя после Вознесения Иисуса Христа, до проповеди в Антиохии были только ученики. Во-вторых, потому, что «традиционалисты» исказили и обесценили самый смысл христианства, но продолжают называть себя христианами. Поэтому члены ЦХ называют себя не просто христианами, а именно учениками Христа. В полном соответствии с этой формулой человек, живущий не как ученик Христа, не является христианином и, следовательно, не может обрести спасение.
Согласно учению секты, ученик должен:
- немедленно оставив все, противное Богу, следовать за Христом;
- быть ловцом душ (то есть приводить людей ко Христу);
- отрекаться от себя ради Христа;
- любить Христа более, чем свою собственную жизнь;
- любить своих братьев и сестер;
- молиться Богу, прося у Него поддержки во всем;
- креститься самому и крестить других учеников (только тех людей, которые решили исполнять все вышеназванное);
- идти и обращать все народы
Члены ЦХ уверены, что следуют словам апостола Павла, призывающего братьев внимать только тому, что написано в Писании. По мнению учеников ЦХ, совершенно не случайно в самый конец Библии попало грозное предупреждение апостола Иоанна всем, кто попытается что-либо отнять или прибавить к книге Откровения (раз эти слова стоят в конце, значит, относятся ко всей Библии в целом). Поэтому единственной религиозной книгой, которую признают в ЦХ, является Библия. В случае возникновения любых существенных затруднений при ее чтении принято обращаться за советом к лидерам, которые уже, исходя, разумеется, исключительно из собственного понимания, объяснят сложное место.
Некоторые члены ЦХ почитают Библию почти наравне с Богом. По крайней мере, существует убеждение, что весь Христос заключен в Библии, которая является абсолютно полным и законченным изложением Его учения. Авторитетность канонических книг Библии последователь ЦХ не объясняет ничем. Главным аргументом проповеди каждого члена ЦХ является сильная личная вера. Самые логичные возражения оппонента, даже подтвержденные Библией, в глазах сектанта ничто по сравнению с авторитетом лидера и его объяснения спорного вопроса. Для последователей ЦХ самый образованный богослов или даже святой (православный ли, католический — без разницы) — всего лишь «религиозный» человек, что-то вроде евангельских книжников и фарисеев. Напротив, любой лидер ЦХ, даже имеющий лишь среднее образование и всего год назад принявший крещение, безусловно спасенный, близкий к Богу и к достижению Царства Небесного человек.
В организации имеется четкое и определенное представление о Русской Православной Церкви. В ЦХ убеждены, что Православие — это не христианство, православные не спасены и, исповедуя свою веру, либо намеренно лгут, либо, что бывает чаще, ненамеренно заблуждаются.
Структура и внутренняя организация:
Секта построена по пирамидальной структуре, для которой характерна жесткая иерархичность, строгая подотчетность «учеников» «лидерам». К концу 1995 г. международные церкви Христа имели в 89 странах 242 общины, насчитывающие 118 тысяч прихожан. На апрель 1996 г. количество учеников в Москве — 2245 чел. обоего пола, по РФ — 12300 учеников. В г. Новосибирске уже длительное время около 1тыс. человек, причем количество новообращенных за какой-нибудь промежуток времени обычно соответствует количеству покинувших организацию. В 1995 году Новосибирская христианская церковь (под таким названием ЦХ зарегистрирована в Новосибирске) праздновала достижение ею рубежа численности 1000 человек. В последующие годы, по некоторым данным, было снижение численности. Внутренние документы секты свидетельствуют о финансировании российских отделений из Лос-Анджелеса и обязательных сборах с членов секты.
В России ЦХ организована по схеме, отработанной во многих странах мира. Простейшая ячейка ЦХ — так называемая «беседа о Библии» или просто «беседа» — от 3-х до 10 человек (периодически проводятся «слияния» и «разукрупнения» «бесед»). Непосредственной задачей этой первичной группы является проведение 1-2 раза в неделю бесед о Библии (отсюда и название). Обсуждение библейской темы проходит в весьма непринужденной и дружеской обстановке. Цель состоит в том, чтобы донести до каждого «евангельский» взгляд на обсуждаемую проблему. Члены одной «беседы» или учатся вместе, или живут недалеко друг от друга. Члены «беседы» видятся друг с другом практически каждый день, особенно студенты. Во главе «беседы» стоит «лидер беседы». Он — «лучший друг» своих «собеседников», он им вместо отца и матери, ему можно доверить все. Он же осуществляет ревностный контроль за жизнью подопечных: посещаемостью общих служб, усердностью в изучении Библии, активностью проповедования. У сестер имеется свой лидер, правая рука лидера-брата.
Три-четыре «беседы» объединяются в «зону». Руководит зоной лидер одной из «бесед» внутри «зоны». Он — наставник и руководитель для лидеров «бесед». Три-четыре «зоны» составляют «сектор» — основное «тактическое» подразделение ЦХ: (около 100 человек). «Сектор» арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер «сектора», ведущий также и «зону» и «беседу», — основной духовный авторитет для членов «сектора». Он ведет уроки по Библии «только для учеников», он проповедует по воскресеньям. Ему обычно сопутствует лидер женщин.
Несколько «секторов» составляют «регион», объединяющий людей, живущих и учащихся на значительной территории города. Лидер «региона» (не освобожденный, кстати говоря, ни от «сектора», ни от «зоны», ни от «беседы») — непременно «крутой» проповедник, иногда иностранец. Лидеры «зон», «секторов», «регионов» и их ассистенты — люди, работающие только на ЦХ и получающие зарплату в долларах. Все «регионы» вместе являют собой уже «церковь», которая носит название в соответствии с местом расположения («Московская», «Новосибирская»). Лидер городской «церкви» — фигура «легендарная». Иногда он (как и некоторые лидеры «регионов») носит титул «евангелиста», который, как и все в ЦХ, якобы имеет «библейское» происхождение. В одном из своих посланий апостол Павел назвал Тимофея «благовестником». В современных протестантских переводах это звучит как «евангелист». Лидеры располагают полной информацией о каждом из рядовых учеников.
Например, Москва разбита на суперрегионы, которые, в свою очередь, делятся на сектора. Всего в Москве 9 регионов, в которых 27 секторов. В каждом регионе обязательно присутствует гражданин США, который контролирует ситуацию. Лидером «Московской Церкви Христа» является Михаил Раковщик, студентом учившийся в Дании. В 1991 году, когда в Москву прибыли 17 миссионеров — американцы, англичане, датчане, среди них был и Раковщик.
Вообще организация ЦХ — прочная и гибкая. Она позволяет не страдать от частых уходов членов и хорошо приспособлена к принятию новых учеников. «Беседы» время от времени перетасовывают. Сдружившиеся ученики подчас переживают это тяжело, но подчиняются необходимости.
«ЦХ» прибегает к классическим методам вербовки, использующимся в большинстве тоталитарных культов. В секте существуют инструкции по вербовке, причем для каждого адепта определено количество тех, кого нужно «пригласить». В «ЦХ» детально разработана система психологического давления на личность.
Будучи загруженными различными, зачастую бессмысленными, обязанностями, все участники движения предельно изолированы от внешнего мира. Христианские искания всего остального человечества для них как бы и не существуют. Можно интересоваться литературой, театром, физикой. Но так как, по мнению секты, вся полнота истинного христианства сосредоточена в Международной ЦХ (84 тыс. членов), всякий, кто занимается чем-либо подобным вне ее, зря тратит время и силы. Многие сектанты искренне убеждены, что члены ЦХ едва ли не первые, кто правильно понял и использует слова Библии о том, что никого нельзя называть отцом и нельзя делать изображений Бога. Контраргументы православных в глазах последователей ЦХ заранее ущербны, несмотря на всю свою «дьявольскую» убедительность. Ведь они исходят от «грешника и нехристианина», а потому всегда проигрывают живой убежденности «истинного ученика Христа». Имеющий твердые убеждения лидер не задумываясь скажет вам, что преподобный Серафим Саровский творил чудеса силою «Вельзевула, князя бесовского» и что это «глупое чудачество — торчать тысячу дней на камне, когда достаточно помолиться полчаса и бежать проповедовать на дорогу — тем более, раз ты такой верующий». Поэтому даже если у члена ЦХ и зародятся некоторые сомнения в том, чем занимается он сам, он вряд ли сразу обратится к Православию. Там, по его мнению, существуют такие вопиющие противоречия по отношению к Библии, что не о чем и говорить. Даже разочаровавшись со временем в истинности учения ЦХ и порвав с ней всякое общение, бывшие члены еще длительное время могут сохранять подобное отношение к Православной Церкви.
Уход из членов секты обычно сопровождается активным преследованием и психологическим давлением на бывшего «ученика».