Другие названия:
(Дианетика, Хаббард-колледж, Криминон, Нарконон, Фонд Мира без наркотиков, Молодёжь за права человека, саентологические добровольные священники)
Основатель:
Лафайетт Рон Хаббард.
Дата основания:
1953 г.
Официальные издания:
Саентология издает широкий спектр публикаций. Вот лишь краткий их список: Source, The Delphian, Advance, The Auditor. Основополагающим трудом является «Дианетика» Хаббарда. Так же для вербовки используется так называемый «Оксфордский тест способностей»
Струтура организации:
Всё руководство сосредоточено в руках высшего руководства. Хотя во всем мире Саентология представлена большим числом различных организаций, все они управляются и контролируются небольшой верхушкой. Штаб-квартиры в Америке находятся в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и Клиаруотере, штат Флорида.
Характерные термины:
Религиозное учение саентологии содержит сотни специфических терминов, изобретенных Хаббардом (например, «тетан»), и аббревиатур (например, «МЕСТ» — материя, энергия, пространство, время). Наиболее важные понятия мы рассмотрим в разделе «Учение».
Другие названия:
У Церкви Саентологии есть целый ряд дочерних организаций. К числу наиболее известных из них принадлежат Advanced Organization of Los-Angeles, Religious Technology Center (RTC) и FLAG. Несколько более замаскированными органами вербовки членов и распространения учения саентологии являются агентства-филиалы, большая часть которых входит в W.I.S.E. (Всемирный институт саентологических предприятий). Среди таких групп можно назвать Sterling Management, Citizens Commission on Human Rights, Citizens against Taxes, The Way to Happiness Campaign, Hollander Consultants, Irons, Marcus & Valko, Uptrends (Podiatry Today, март 1990).
История саентологии, основанной Л. Роном Хаббардом в 1953 г., фактически началась намного раньше. В 1930-е годы Хаббард был известным писателем-фантастом. Некоторые его идеи, «присущие саентологии, впервые появились в 1938 г. в рукописи под названием Excalibur» (Уолтер Мартин, The Kingdom of the Cults, p. 345). «Дианетика» вышла в свет в 1950 г., а саентология как религия была основана в 1953 г. В саентологической литературе излагались вымышленные подробности жизни Хаббарда. Например, говорилось, что он «окончил университет им. Джорджа Вашингтона с дипломом гражданского инженера со специализацией в ядерной физике, хотя, судя по архивам этого университета, Хаббард проучился всего два года, причем второй год он был на испытательном сроке, и завалил физику. Утверждалось, что Хаббард получил степень доктора философии в Секвойском университете в Калифорнии, хотя никаких сведений о существовании в Калифорнии какой-либо организации, зарегистрированной под таким названием и имеющей право присуждать докторские степени, нет» (там же).
Джерри Армстронг, преданный саентолог, которому церковь поручила написать авторизованную биографию Хаббарда, обнаружил в биографии Хаббарда и другие неувязки. Армстронг, покинувший саентологию, говорит: «Не был Хаббард и героем II Мировой войны, который чудесным образом исцелил себя от почти смертельных боевых ранений, как он сам утверждал. Хаббард никогда не был в бою. После увольнения с флота в 1946 г. ему дали 40%-ную пенсию по инвалидности в связи с артритом, бурситом и коньюктивитом. Эту пенсию он продолжал получать еще долгое время после того, как объявил, что нашел секрет лечения таких болезней» (Руфь Такер, Another Gospel, p. 301).
Биографы обнаружили, что Хаббард занимался оккультизмом, что, вероятно, сказалось на его писаниях. Хаббард утверждал, что пережил клиническую смерть, во время которой узнал все, над чем когда-либо задумывался человек. Известный сатанист Алистер Кроули был наставником Хаббарда, а протеже Кроули, Джон Парсонс, был его соседом, и они вместе занимались сексуальной магией («Лос-Анджелес Таймс», 24 июня 1990, с. А1).
Несмотря на биографические неувязки, всего за несколько лет Хаббард становится одним из богатейших и наиболее известных религиозных вождей. К 1986 г. было продано свыше 8 миллионов экземпляров «Дианетики» (Такер, p. 299). Методология и убеждения саентологов втянули их в бесконечную череду уголовных и гражданских судебных процессов. Федеральный суд США и канадский суд признали высшее руководство саентологов и саму церковь виновными во взломе, подслушивании телефонных разговоров и преступном сговоре против правительственных учреждений (Time, 6 мая 1991, p. 50).
Саентология в России. «Саентологи появились в России в начале 90-х гг. Первая церковь саентологов зарегистрирована 25 января 1994 г. Распространителем идей саентологов стал Фонд спасения детей и подростков от наркотиков, возглавляемый наркологом В. Ивановым. В 1991 г. Российская Академия медицинских наук финансировала деятельность «саентологов» среди жертв Чернобыля. Свою библиотеку и пропагандистский центр российские саентологи разместили на факультете журналистики МГУ. Книга Л. Хаббарда «Дианетика» была раздана бесплатно всем библиотекам России. Ее изучают на семинарах, которые проводятся в различных городах России. В 1992 г. Хаббарду посмертно было присвоено звание почетного доктора МГУ. В настоящее время вербовка в Церковь саентологии приобрела в России массовые масштабы, особенно в провинции. Повышенную активность саентологи проявляют в Москве, Перми, Екатеринбурге, Усолье, Обнинске, г. Юбилейном Московской обл., Красноярске и др. В Москве насчитывается 10 тысяч последователей Церкви саентологии. Во главе ее стоит правление из 5 человек. В структуре церкви действует Московский центр дианетики» (Религии народов современной России: Словарь. — М.: Республика, 1999. — с. 556).
Поскольку саентология пользуется сотнями специфических терминов, в ее богословии путаются не только новички, но и те, кто изучал его многие годы! Саентология утверждает, что человек по своей сути является Тетаном (ударение на первом слоге). Написанный Хаббардом справочник Dianetics and Scientology: Technical Dictionary объясняет: «Тетан бессмертен и обладает способностями, далеко превосходящими те, наличие которых до настоящего времени предполагалось в человеке. Что же, в конце концов, это за штука, именуемая Тетаном? Это попросту ты сам до того, как ты изменил себе, и это самое удобное определение, какое я знаю» (p. 432). Таким образом, Тетан — это бессмертная часть любого человека, зараженная или испорченная влиянием МЕСТ (слово, образованное из первых букв английских слов: материя, энергия, пространство, время).
В другой книге Хаббарда говорится: «Под МЕСТ мы понимаем физическую Вселенную материи, энергии, пространства и времени в том виде, как мы знаем о них из физических наук» (Science of Survival, Book 2, p. 264). Тетан не просто бессмертен, «Хаббард открыл способ отделить человеческую личность от тела и разума. Тетан обладает силой творить МЕСТ, то есть материю, энергию, пространство и время или основное вещество существования» (Encyclopedia of American Religions, vol. 2, p. 222).
Таким образом, Хаббард и саентологи хотели бы заставить Америку и весь свет поверить, что человек — это бессмертный Тетан, способный творить МЕСТ. Однако не всякие МЕСТ — хорошие МЕСТ. Иногда МЕСТ вступает в конфликт с Тетаном, что порождает инграммы.
Пытаясь придать сколько-нибудь понятный смысл этой путанице МЕСТ, саентологи пишут: «Инграмма возникает, когда отдельное живое существо страдает от сильного воздействия со стороны МЕСТ. Каждое мгновение физической боли содержит в себе частичное или серьезное нарушение аналитической функции разума» (Science of Survival, Book 2, p. 28). Следовательно, инграмма — это воспоминание, вызванное любым случайным происшествием. Однако в тот момент, когда образуется инграмма, человек часто не осознает, что с ним что-то случилось. Как это возможно?
В цикле лекций, прочитанных в августе и сентябре 1950г., Хаббард так объяснял этот процесс: «Инграмма — это запись момента боли и бессознательного состояния. Непременной частью инграммы, по определению, является удар или травма. Инграммы — это полные, вплоть до последней точной подробности, записи каждого ощущения, присутствовавшего в момент полной или частичной бессознательности» (Введение в Саентологическую этику. — М.: Нью Эра, 1998. — с. 450). «Тысячи моментов боли вызывают лишь небольшую потерю сознания. Даже такой пустяк, как ожог пальца, и тот вызывает резкое ослабление аналитического разума. Главным общим знаменателем инграмм является бессознательное состояние» (Research and Discovery Series: A Running Record of Research into Mind and Life, vol. 3, pp. 114-115).
Инграмма, таким образом, представляет собой «ментальную картинку», которая «содержит в себе, как часть своего содержания, бессознательное состояние и физическую боль» и хранится в разуме человека (Dianetics and Scientology, p. 114). Но в каком разуме?
Как объяснял Хаббард, у каждого человека есть два разума: аналитический и реактивный. У обоих имеются весьма специфические функции, хотя и не обязательно положительные. В брошюре Basic Dictionary of Dianetics and Scientology эти два разума определяются следующим образом: «Аналитический разум: в Дианетике и Саентологии аналитический разум бодрствует и осознает окружающее, а реактивный разум просто реагирует без анализа». Далее там говорится: «Реактивный разум — это часть разума, которая действует на основе реакции на раздражители. Он состоит из локов, инграмм и инграмм болезненных эмоций и является единственным источником аберраций и психосоматических болезней человека» (pp. 2, 23).
Итак, истинная природа человека — это бессмертный тетан. Однако тетан отвечает за создание МЕСТ. Хотя именно тетан создал МЕСТ, иногда МЕСТ вступает в противоречие с тетаном, что приводит к возникновению инграмм. Поскольку каждая инграмма в большей или меньшей степени сопровождается бессознательностью, аналитический разум тетана не знает о существовании многих из них. В результате накопления тысяч известных и неизвестных инграмм, хранящихся в реактивном разуме, человек на всем протяжении своей жизни испытывает проблемы. Инграммы накапливаются не только в этой жизни, но и в пренатальный период и даже в многочисленных предыдущих жизнях. Таким образом, целью саентологии является избавить тетана от этих нежелательных инграмм. Как этого достичь? Стать клиром.
Объясняя сущность клира, Хаббард прибегает к интересной аналогии. Клир (Clear) — это «надпись на кнопке калькулятора. Когда ты нажимаешь на нее, все ответы, скрытые в машине, стираются, и машину можно использовать для правильных расчетов. Пока кнопка не нажата, машина прибавляет все старые ответы ко всем новым расчетам, и ответы получаются неверные. В действительности, это и есть суть клира. Клиры — это существа, которые были очищены от неправильных или ненужных ответов, которые мешали им жить или думать. «Клир» по своему желанию может творить энергию, а также управлять аналитическим и реактивным разумом, контролировать, уничтожать или воссоздавать их. У «клира» нет инграмм, которые можно было бы рестимулировать, чтобы они нарушили правильность расчетов, вводя в них скрытые и ложные данные» (Dianetics and Scientology, pp. 75-76).
Отсюда, тетан, достигший желанного состояния «клира», по сути дела деле становится чистой доской, ожидающей, пока на ней напишут что-то новое. Как объяснял в своих лекциях Хаббард: «тебе нужно получить новое образование, если ты собираешься изменить точку зрения клира» (Research and Discovery Series, vol. 2, p. 402). Таким образом, новые данные, сообщаемые Саентологией, — это не просто перетасовка уже существующих верований и идей. Скорее, это совершенно «новый» материал, именно то, что требуется для «нового образования». Без этого нового образования невозможно достигнуть состояния клира. Но, если клир — высшее состояние бытия, к достижению которого каждый должен стремиться, то как его достичь? При помощи одитинга.
Как вы помните, реактивный разум состоит из «локов» и цепей инграмм. Для того, чтобы признать тетана клиром, реактивный разум с его инграммами должен быть удален путем одитинга. «Для того, чтобы удалить реактивный разум, преклира «возвращают» к инграмме и подвергают ее содержание внимательному изучению аналитического разума» (Dianetics: The Original Thesis, p. 54).
Как только преклир (изучающий Саентологию) ясно выражает суть инграммы, «одитинг снимает нежелательные барьеры, которые угнетают, замедляют или притупляют природные способности человека, а также постепенно увеличивает способности, которыми он обладает, так что человек становится более способным, и его жизнеспособность, счастье и интеллект невероятно возрастают. Деятельность одитора, помогает преклиру посмотреть на свое существование и улучшает его способность конфронтировать то, что он собой представляет, и где он находится» (Dianetics and Scientology, p. 28). Когда тетан вспоминает инграмму, ее удаляют из реактивного разума в процессе сеанса одитинга с помощью саентологического Е-метра. Считается, что это устройство, действующее по принципу детектора лжи, представляет собой «электронный прибор для измерения состояния ума и изменения состояния человека, который делает одитинг более точным и быстрым» (Basic Dictionary of Dianetics and Scientology, p. 11).
Кто-то справедливо подметил, что выразить в нескольких словах основное учение Саентологии — весьма непростая задача. Итак, вначале были тетаны. Они должны были в конечном итоге создать МЕСТ, что было не лучшим из возможных предприятий. Когда тетан, обитающий в МЕСТ, вступает в конфликт с другим МЕСТ, в его реактивном разуме записывается инграмма. Эта инграмма, даже если тетан о ней забыл вследствие бессознательности, которая сопутствует всякой инграмме, хранится в реактивном разуме и заставляет тетана верить ложным данным. Целью саентологии является при помощи одитинга избавить тетана от всех инграмм, чтобы тетан, отныне имеющий новую, познавательную точку зрения на реальность, путем одитинга мог бы достичь более высокого состояния бытия — клира.
Вопреки заявлениям о том, что Саентология не противоречит другим религиям, в том числе и христианству, саентологическое учение чуждо и враждебно христианству, поскольку представляет собой смесь оккультизма, восточного мистицизма и научной фантастики. «Хаббард нападал на христианство, называя его «имплантированным», и говорил, что Христа выдумали» (A Piece of Blue Sky, p. 383). Хаббард писал: «Как показывают факты, ни Господь Будда, ни Иисус Христос не были ДТ [Действующими Тетанами], они были лишь чуть выше клира» (Certainty, vol. 5, No. 10).